Основные методы оценки рыночной стоимости бизнеса

Все методы оценки рыночной стоимости бизнеса применяются в рамках трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Все они нацелены на выявление определенных параметров предмета. И, хотя тактика исследования различна, как и информация, которой пользуется оценщик, все три подхода тесно связаны.

Методы оценки бизнеса в рамках доходного подхода

Чтобы оценить стоимость бизнеса, основываясь на доходном подходе, необходимо узнать прибыль предприятия. Чем она выше, тем большую цену можно получить при реализации проекта на рынке. Важно учитывать, как долго фирма будет приносить доход на заявленном уровне, и риски, способные препятствовать процессу совершенствования. При этом выявляется сегодняшняя цена будущих доходов, которые принесет реализация имеющихся ресурсов.

Далее перечислим методы оценки стоимости бизнеса, которыми принято пользоваться в этой ситуации.

  • Способ капитализации доходов — при решении задачи за основу берется утверждение, согласно которому доля собственности фирмы равна нынешней цене будущих доходов от ее продажи.
  • Дисконтирование денежных потоков основывается на определении ценности будущего потока здесь и сейчас.

Сравнительный подход

Используется в рыночной экономике при наличии в свободном доступе сведений о продаже сопоставимых объектов, которые являются конкурентами компании. Оценщик собирает информацию о том, по какой цене приобретался проект, в какое время проводилась сделка, каковы были ее условия. При дальнейших расчетах следует внести в план корректировки — совпадать по всем показателям две различные фирмы не могут.

Основные методы оценки бизнеса следующие.

  • Исследование рынка капитала позволяет узнать, сколько стоят акции конкурента, выставленные на продажу. Сведения помогут сориентироваться в цене предприятия.
  • Анализ сделок построен на выявлении средних цен, установленных на контрольные пакеты акций конкурентов.
  • Учет отраслевых коэффициентов — один из основных методов в сравнительном подходе. Нужен, чтобы рассчитать приблизительную цену предприятия, опираясь на формулы, выведенные из статистики отрасли.

Затратный подход

Подход применяется для определения цены предприятий, имеющих разнородные активы и приносящих нестабильную прибыль. К их числу относятся гостиницы, отели, кафе и т. д.

Важны все данные об оцениваемых активах: от рыночных цен на аренду участка до расходов, заложенных на оплату труда работников и приобретение нового оборудования.

Затратный подход реализуется двумя способами.

  • Вычисление объема чистых активов. Этот показатель является ценой всех активов фирмы за вычетом имеющихся задолженностей.
  • Ликвидационная стоимость является методом оценки бизнеса, которая проводится методом вычитания из суммы всех активов затрат на ликвидацию предприятия.

Помощь профессионалов при оценке бизнеса

Чтобы узнать, сколько стоит компания, и при этом получить максимально точные расчеты, используются одновременно несколько подходов. В теории на совершенном рынке итоговая цена должна быть одинаковой. На практике специалисты видят расхождения, ведь на несовершенном рынке предложение и спрос не уравновешены.

Магазин готового бизнеса «Первый брокер» предоставляет клиентам возможность воспользоваться услугами профессиональных оценщиков. Проведение такой процедуры позволит обезопасить себя в сделках купли-продажи, оценить выгодность предложения и принять окончательное решение о том, стоит ли подписывать договор со второй стороной.

Предыдущая запись
Виды малого бизнеса в России
Следующая запись
Самые рентабельные виды малого бизнеса